Специальная оценка условий труда в текущем году
Проведение спецоценки условий труда для контроля соблюдения законных прав и интересов работников стало обязательным в России с 2014 года. Такой порядок был установлен положениями федерального закона № 426-ФЗ. Однако несмотря на то, что данная процедура уже стала привычной для многих российских работодателей, в процесс ее реализации продолжают вносить некоторые изменения, направленные на повышение ее эффективности. В текущем году систему также ожидают достаточно серьезные корректировки, с которыми организациям целесообразно ознакомиться заранее.
Действующий порядок проведения СОУТ
- Процедура СОУТ
- Санкции за нарушение порядка проведения спецоценки или ее непроведение
- Изменения в сфере СОУТ в 2020 году: система наложения штрафов
- Изменения в сфере СОУТ в 2020 году: аттестация методов измерений
В соответствии с положениями 426-ФЗ каждое предприятие обязано проводить оценку рабочих мест с целью определения условий труда работников. В число исключений, регламентированных содержанием ст. 3 данного нормативного документа, входят:
- места сотрудников, которые работают в удаленном режиме;
- места сотрудников, которые являются надомными работниками;
- места работников, которые оказывают услуги физическим лицам или религиозным организациям.
Все остальные компании, вне зависимости от их сферы деятельности, масштаба, формы собственности и других факторов, обязаны проводить СОУТ.
В течение некоторого времени после вступления в силу 426-ФЗ для компаний, которые провели проверку мест своих сотрудников по старым правилам, то есть в рамках процедуры аттестации рабочих мест (АРМ), действовал переходный период. Он позволял предприятиям, имеющим действующее свидетельство о прохождении АРМ, не проводить СОУТ в период его действия. Однако этот переходный период завершился 31 декабря 2018 года: по истечении этой даты все свидетельства о прохождении АРМ, даже если срок их действия не истек, перестали иметь силу. С этого момента такие компании обязаны проходить СОУТ в стандартном порядке.
Процедура СОУТ
Процедура проведения спецоценки представляет собой комплекс работ, состоящий из следующих этапов:
- создание комиссии по проведению СОУТ, которая определит перечень мест работы, подлежащих проведению оценки, и установит, какие из них являются аналогичными;
- выбор специализированной организации, имеющей право проведения СОУТ, и заключение договора с этой компанией;
- установление специалистами этой компании наличия вредных или опасных факторов, которые воздействуют на организм сотрудников в ходе выполнения работ;
- выявление степени интенсивности влияния таких факторов на организм работников в случае их выявления;
- определение класса условий труда работников по результатам выполненных обследований и измерений;
- оформление отчетной и иной документации по результатам проведения СОУТ;
- утверждение отчета работодателем;
- направление соответствующей информации в Федеральную систему учета результатов СОУТ;
- организация ознакомления сотрудников с результатами СОУТ и размещение этих данных на официальном сайте организации;
- другие действия, предусмотренные для конкретной ситуации действующим законодательством.
Санкции за нарушение порядка проведения спецоценки или ее непроведение
В случае нарушения указанных требований действующим КоАП для работодателей предусматриваются достаточно серьезные санкции. При этом нужно учитывать, что статья 5.27.1 устанавливает одинаковые наказания за нарушение действующих правил проведения СОУТ или ее непроведение. Такие санкции зависят от того, кто именно выступает в роли субъекта, ответственного за невыполнение требований законодательства:
- в отношении должностных лиц за такое нарушение применяется предупреждение или штраф размером 5-10 тыс. руб. При повторном нарушении сумма штрафа увеличивается до 30-40 тыс. руб. Он может быть заменен дисквалификацией на период сроком 1-3 года;
- в отношении предпринимателей применяется штраф размером 5-10 тыс. руб. В случае повторного нарушения штраф увеличивается до 30-40 тыс. руб. или заменяется остановкой работы предпринимателя на срок до 90 дней;
- в отношении организаций применяется штраф размером 60-80 тыс. руб. При повторном нарушении штраф увеличивается до 100-200 тыс. руб. или заменяется остановкой работы компании на срок до 90 дней.
Изменения в сфере СОУТ в текущем году: система наложения штрафов
Собственно процедура проведения спецоценки в текущем году, как ожидается, останется неизменной. Однако контролирующие органы, которые занимаются проверкой проведения СОУТ на предприятиях, анонсируют существенное ужесточение системы наказаний за несоблюдение требований к ее организации или непроведение процедуры.
Особенностью текущего года станет то, что предусмотренные законом штрафы будут начисляться в автоматическом режиме. Это станет возможным благодаря тому, что к рассматриваемому периоду должно быть полностью завершено формирование информационных баз, которые позволят проводить эту операцию без участия людей. Суть этой проверки будет заключаться в сопоставлении данных о сроке регистрации компании и сведений о проведении ею спецоценки, которые должны поступать в Федеральную систему учета результатов СОУТ. Если в ходе автоматического мониторинга будет обнаружено, что компания действует уже более одного года, но не проводила спецоценку, ей будет автоматически начислен штраф в соответствии с положениями статьи 5.27.1 КоАП.
В настоящий момент эти штрафы пока применяются в ручном режиме. Полномочиями по вынесению соответствующих постановлений обладает Трудовая инспекция, которая выносит решения о наложении штрафа по результатам плановых и внеплановых проверок. Очевидно, что с введением автоматической системы наложения санкций под ее действие подпадет гораздо большее количество организаций.
2029